Зачем нужен урок технологии в школе?

ü Чтобы воспитать разносторонне развитую личность

ü Чтобы помочь ребенку профессионально определиться

ü Чтобы научить ребенка самостоятельности

ü Чтобы сформировать творческое отношение к труду


В последнее десятилетие очень активно развивается и реализуется на практике теория творческого развития подрастающего поколения через проектную деятельность. "Технология" - это предмет, который в наибольшей степени из всех других школьных учебных дисциплин позволяет активно развивать творческую личность растущего человека.

пятница, 9 марта 2012 г.

Сравнительный анализ роли и места учебного предмета технология в действующем стандарте общего образования и проекте стандарта второго поколения

Ю.И. Дорошенко
кан.пед.наук, доцент кафедры педагогики
и методики преподавания технологии ВГГУ

Модернизация Российского образования, переход на новые стандарты общего образования требуют активного участия педагогического сообщества в обсуждении проектов стандартов основного общего образования (стандарт начального общего образования утвержден приказом Минобнауки N 373 от 06 октября 2009 г. ).
В послании 2009г. к Федеральному Собранию Российской Федерации президентом Д.А.Медведевым сформулирована следующая «главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире...» При этом «школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации». Трудно не согласиться с такой задачей. Однако, на наш взгляд, при разработке проекта стандарта не учитывается богатый опыт реформ образования в нашей стране. В начале XX века, во времена бурного промышленного развития России, проект реформы образования, разработанный под руководством министра просвещения П.Н.Игнатьева, учитывал потребности общества и бизнеса, ставя одной из своих задач подготовить молодое поколение к жизни в индустриальном обществе, воспитать активную, деятельную личность. По мнению министра П.Н.Игнатьева, совпадавшим с мнением значительной части российского общества, трудовой путь вот единственный путь спасения нашей школы.
Удовлетворить потребность современного общества в человеке, который ценит труд и способен собственным трудом занять достойное место в жизни, завести «свое дело», можно только дав ему соответствующие образование. 
Нашей стране требуется гражданин, умеющий сочетать теоретические знания с умением работать руками, создавать и совершенствовать материальные ценности, работать на высокотехнологическом оборудовании, умеющий проектировать свою собственную деятельность, действовать в команде и строить свою профессиональную карьеру. Нынешний образовательный стандарт основного общего образования по технологии ставит масштабные педагогические цели в формировании личности школьника. Процитируем целевые установки стандарта: «Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение технологических знаний, технологической культуры с опорой на сведения, полученные при изучении других образовательных областей и предметов и на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; 
• освоение начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству, необходимых для практической деятельности в условиях рыночной экономики, рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
• овладение общетрудовыми умениями и умениями создавать личностно или общественно значимые продукты труда, вести домашнее хозяйство;
• развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности;
• развитие способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда; 
• воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда;
• приобретение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности» (по материалам официального сайта http://www.edu.ru). 
 Как видим, действующим стандартом технологического образования задаются масштабные цели, реализация которых действительно позволяет подготовить молодое поколение к жизни в современном высокотехнологическом, информационном обществе в условиях, когда государство делает акцент на развитие личной инициативы, способности самостоятельно ставить и решать задачи своего развития и экономического благополучия. Стандарт предусматривает широкие возможности выполнения социального заказа системой технологической подготовки школьника: от воспитания уважения к труду, освоения знаний и умений технологий обработки конструкционных материалов, развития творческих способностей, способностей самостоятельно строить и определять свои жизненные и профессиональные планы до умения применять знания прикладной экономики (например - экономическое обоснование проекта). 
 К сожалению, в действующем Базисном учебном плане основного общего образования по мнению многих учителей технологии предусматривается недостаточное количество часов отводимых на изучение предмета. БУП предусматривает: с 5-го по 7-ой классы 2 часа в неделю; в 8-ом классе – 1 час в неделю, а в 9-ом классе часы учебного предмета «Технология» передаются в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся (т.е. реально их используют уже на преподавание других школьных предметов).
 Несмотря на это, ученики под руководством учителей технологии, активно участвуют в выставках технического и декоративно-прикладного творчества, олимпиадах по технологии, представляют свои проекты на Международном и Российском уровне.
В пояснительной записке к действующему стандарту основного общего образования утверждается значимость учебного предмета технология, способствующего формированию ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Утверждается усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, – экономики, истории, права, литературы, русского, родного и иностранного языков, улучшение профессиональной ориентации и трудового обучения (выделено нами – Ю.Д.).
 Как видим, уже в действующем стандарте наблюдается значительное расхождение между масштабностью целей и временем, отводимым базисным учебным планом на достижение этих целей. Частью это расхождение компенсировалось внеурочной деятельностью (кружки, факультативы) и часами, отводимыми на региональный и школьный компонент. К сожалению, с введением ЕГЭ часы регионального и школьного компонента администрацией школ используются для подготовки к успешной сдачи ЕГЭ (такой общественный заказ со стороны родителей и учеников существует и совпадает с желанием администрации школ, т.к. их деятельность часто оценивают по результатам сдачи ЕГЭ). Наблюдается подмена истинно педагогических целей развития личности школьника целью достижения формального результата. С другой стороны, в условиях глобального экономического кризиса произошло реальное сокращение возможностей финансирования различных форм внеурочной деятельности. 
 Обратимся теперь к проекту стандарта второго поколения. В требованиях к структуре основных образовательных программ начального общего и основного общего образования заявляется следующее: «Базовое содержание образования, представленное в Фундаментальном ядре, нацелено на познавательную (интеллектуальную), коммуникативную, ценностно-ориентационную, эстетическую (художественную), трудовую (технико-технологическую), физическую культуру личности» (выделено нами –Ю.Д.).
В вынесенном на обсуждение проекте стандарта второго поколения основного общего образования определяется следующая роль и цели учебного предмета «Технология», обусловленная объективно существующей потребностью подготовки обучающихся к самостоятельной трудовой жизни, к овладению массовыми профессиями. Технология — область знаний о преобразующей деятельности человека, о преобразовании материалов, энергии и информации в интересах человека, общества, охраны природы.
Изучение учебного предмета «Технология» призвано обеспечить:
1) овладение общетрудовыми и жизненно необходимыми умениями и навыками, в том числе в области культуры труда и поведения;
2) изучение мира профессий, приобретение практического опыта профессиональной деятельности и на этой основе обоснованного профессионального самоопределения;
3) формирование творческого подхода, эстетического отношения к действительности в процессе обучения и выполнения проектов;
4) воспитание трудолюбия, честности, ответственности, порядочности, предприимчивости и патриотизма. 
(По материалам официального сайта http://standart.edu.ru)
 Очевидно, что уже на уровне целеполагания наблюдается снижение роли технологии в общем образовании школьников. Цели становятся менее масштабными и даже менее конкретными. Позволим себе предположить, что разрабатывавшаяся в течение двух десятилетий концепция технологического образования оказывается невостребованной новым стандартом. Такое значимое направление деятельности, как формирование технологической культуры, вообще исключается из числа предметных задач. 
 Если же обратиться к проектируемому количеству часов на предмет, то становится очевидным, что и эти более скромные, по сравнению с предыдущими, цели вряд смогут быть реализованными в процессе обучения технологии. В вынесенном на обсуждение базисном учебном плане на изучение технологии отводится только по два часа в неделю в пятом и шестом классах. Новый базисный учебный план предусматривает возможность внеучебной организации проектной деятельности (по два часа с пятого по девятый класс), однако эти часы могут быть использованы для углубленного изучения любых школьных предметов (проект может быть по информатике, экологии, литературе и т.д.). 
 Сегодня, в момент обсуждения проекта стандарта, необходимо консолидировать голоса педагогической общественности в защиту предмета «Технология». Необходимо выражать свое мнение по этому поводу на официальных сайтах, форумах, реализуя ведущий принцип управления современной системой образования – государственно-общественный характер этого управления. Остается выразить надежду, что результаты такого обсуждения помогут восстановить статус предмета «Технология» в современной школе. 



Источник: http://www.proshkolu.ru/club/tech/file2/493710

Комментариев нет:

Отправить комментарий